Организация речевой среды

Организация речевой среды.
Организация речевой среды.

Ни для кого не секрет, что развитие ребенка зависит от окружающей его среды. Для каждого ребенка самой развивающей средой является его дом, место, где он максимально спокоен и расслаблен.

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря. Как не удивительно, речевая среда начинается не с комнаты и игрушек. Это понятие намного глубже, чем кажется.

Создание речевой среды включает в себя следующие компоненты:

  • постоянный разговор с ребенком;
  • единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;
  • определенные требования к речи окружающих взрослых;
  • постепенное усложнение речевого общения;
  • режимные моменты;
  • организация пространства и специальных речевых игр и упражнений.

Необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка. Рассмотрим подробнее компоненты, из которых состоит создание речевой среды.

Постоянный разговор с ребенком

С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч.

При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Часто родители начинают настойчиво требовать от малыша повторить слова, но этого вызовет только негативную реакцию. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

Умывание

– Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. Водичка кап-кап. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так.

Сборы на прогулку

Все необходимые вещи разложены на стульчике.

– Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Где пуговичка. Вот пуговка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. Где на кофте спрятался мишка. Вот мишка. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

На прогулке

– Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал кап-кап – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Много листьев. Покажи, как много листиков. 

Приготовление обеда

Во время совместного приготовления еды соблюдайте осторожность, страхуйте ребенка.

– Я готовлю суп. Будешь мне помогать? Вот кастрюля. Нальем в кастрюлю воду и поставим на плиту. Вот картошка. А это нож. Он острый, тебе трогать нельзя. Я нарезала картошку, смотри, получились кусочки. А ты бросай кусочки картошки в кастрюлю. Осторожно, плита горячая! А это что? Морковка и лук. Бросай в кастрюлю. Теперь давай помешаем. Чем будешь суп мешать? (Предложите ребенку на выбор вилку, ложку, лопатку, половник, палочку.) А теперь посоли суп. Вот так.

Построим дом

Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.

– Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот желтый, вот синий. Давай построим из кубиков дом. Я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда... Какой большой дом у нас получился!

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых

Противоречивость требований со стороны значимых для него взрослых вредна любому ребенку. Если требования к воспитанию и обучению едины и постоянны (конечно, при условии их разумности), это дает ребенку ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. В противном случае, когда взрослые подходят к вопросам воспитания и обучения малыша с разных позиций, в сознании ребенка возникает хаос: все смешивается и уже не понятно, что же хорошо, а что плохо, и к чему все-таки следует стремиться.

Такая противоречивость часто имеет место, когда в воспитании ребенка участвуют люди разных поколений (родители и бабушки с дедушками), «мужской» и «женский» подходы также различаются между собой.

В семьях, где растут дети с проблемами в речевом развитии, зачастую можно наблюдать ситуацию, когда ребенка берегут, излишне опекают. Близкие из любви к малышу, видя его затруднения во время общения, наблюдая неудачные попытки высказаться, стараются предугадать его желания. Но при таком отношении ребенку нет необходимости трудиться, стараться выразить свои мысли посредством речи, развитие активной речи вновь тормозится.

Необходимо правильно общаться со своим малышом: с одной стороны помогать, с другой – создавать ситуации, в которых ребенок будет вынужден пользоваться речью.

Подразумевается, что:

  • разговаривать с ребенком должны все близкие, которые проводят с ним большую часть времени;
  • для организации речевого общения должна использоваться любая возможная ситуация – в быту, во время игр и занятий, походов в магазин или в гости и пр.;
  • близкие вместе со специалистом следят за прогрессом в развитии речи и меняют требования в соответствии с новыми возможностями ребенка.

Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых        

Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном.

Взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи – силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность – в целом манеру говорить.

Необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (а также старших детей) отвечала следующим требованиям:

  • правильность – речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;
  • четкость – слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;
  • простота – взрослый говорит простыми короткими фразами из 2–4 слов;
  • повторяемость – одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз.
  • богатство – взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

Постепенное усложнение речевого общения

Постепенно в ходе спонтанного развития, а также специальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности, необходимо в соответствии с ними менять уровень требований к речи ребенка.

Однако следует помнить об осторожности: требования должны соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их.

Режимные моменты

Режим вообще играет большую роль в развитие ребенка.

Большинство занятий можно привязать к режимным моментам или игре ребенка. Достаточно небольших изменений в любой ситуации и регулярности "речевых штампов" в виде стишков, потешек, песенок, которые появляются в определенной ситуации, чтобы ребенок тоже стал их использовать и применять. Освоившись, ребенок делает первые пробы в менее значимом кругу, а потом демонстрирует маме, папе и всем членам семьи.

Пространство

В домашних условия мы имеем ограниченные ресурсы: небольшая комната, не так много игрушек, не столь много книг... Или, наоборот, очень много всего, что скорее всего будет иметь обратный от желаемого нами эффект.  Много - не значит хорошо. Много развивающего материала распыляют внимание ребенка, много всего в комнате, отвлекает от того, что необходимо, а значит, крайне важно найти гармоничное и достаточное количество развивающих пособий для детей.

Комната ребенка

Комната ребенка – развивающий речевой центр. Для ребенка не лишними будут плакаты или картинки в комнате с яркими картинками по определенной теме. Например, "формы" или "животные".

Отлично, если вы заведете небольшой фотоальбом с фотографиями членов семьи. Такие фотоальбомы можно использовать не только для построения диалога, но и для игры с фотографиями с инструкциями «найди», «покажи», и т.д.

Для ребенка очень важно иметь в комнате конструктор и строительный материал.

Игрушки для развития мелкой моторики крайне необходимы всем детям. При этом, их совершенно не обязательно покупать, найти немного времени и сделать их самостоятельно не трудно. Это и прищепки, шнуровки, бусины, различные емкости с маленьким горлышком.

Все игрушки должны быть в прямом доступе, с одной оговоркой. Любимые игрушки должны быть видны, но при этом ребенок сам их не должен мочь достать. Это обусловлено тем, что НЕРЕЧЕВОЙ ребенок должен чаще вступать в коммуникативную ситуацию. Проще всего создать такую ситуация на основе просьбы. А чего он может попросить? Пить, есть, в туалет, спать и ... ЛЮБИМУЮ игрушку.

Будет очень неплохо, если вы обзаведетесь игрушками-заменителями: животными дикими и домашними, овощами и фруктами, парой машинок-грузовиков и т.п.

Ребенок не сможет обойтись без музыкальных игрушек. Музыкальные инструменты стараются заместить так называемыми интерактивными игрушками. Именно с ними стоит помнить о принципе "лучше меньше, но лучше". Музыкальные игрушки и интерактивные игрушки - это очень разные по своему развивающему потенциалу игры. Первые учат извлекать звук и взаимодействовать с ним, вторые - превращают это занятие в механику и работу одного пальца - нажимание на кнопки. Интерактивных игрушек должно быть как можно меньше в комнате. Достаточно 1-2 штук.

Будет лучше, если ребенок будет учиться взаимодействовать с вами, а не с говорящей азбукой, плакатом, планшетом, телефоном, какие бы замечательные песенки там ни были.

Как и интерактивные игрушки, просмотр мультфильмов тоже оказывает вредное влияние на развитие ребёнка. Большинство сказанного в мультфильме малыш не понимает, он только наблюдает за часто меняющимися яркими кадрами. Это может вызвать риск сенсорной перегрузки, что часто тормозит речевое развитие.

КНИГИ.

Чтение очень важно в любом возрасте.

Сразу отмечу, что книги для каждого ребенка нужно выбирать внимательно и с учетом его особенностей. При выборе книг нужно руководствоваться именно потребностями и склонностями ребенка, а не собственными предпочтениями. Выбирайте книгу вместе с ребёнком, учитывайте его интересы, любимых животных, игрушки и т.д.

Такая организация пространства будет способствовать регулярности воздействия на ребенка, а так же позволит вам иметь собственное пространство от ребенка в одном с ним помещении.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie