СИСТЕМА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАС




Согласно федеральному образовательному стандарту в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья одной из приоритетных задач является формирование навыков коммуникации.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивную образовательную модель, в том числе детей с РАС, которые все чаще поступают в нашу дошкольную организацию, способствует более продуктивному обучению и социализации, тем не менее, необходимо проводить ряд дополнительных специальных коррекционных мероприятий с целью улучшения качества коррекционно-образовательного процесса.
В связи с этим возникает необходимость выбора методов и приемов, которые способствуют положительной динамике в преодолении речевых нарушений у данной категории воспитанников.
Так, в прошлом году мы, учителя- логопеды, прошли обучение в Московском Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС. Данный центр является структурным подразделением Московского государственного психолого- педагогического университета. Нас познакомили с системой комплексной помощи детям с РАС. Мы «взяли на вооружение» опыт работы московских специалистов и стали активно применять в своей практике в работе с детьми с ТНР, ЗПРР, РАС, в том числе с поведенческими нарушениями, с детьми, которые проявляют на занятии нежелательное (проблемное) поведение.
СИСТЕМА ВИЗУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
- Визуальное расписание занятия.
- Визуальное расписание занятий (на день - в групповой комнате)
- Планшет «сейчас - потом» - это визуальная последовательность из двух изображений, сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи.
- Визуальные системы поощрений: воодушевляет ребёнка с ОВЗ сделать что-то приятное, положительное.
- «Шкала поведения»: помогает ребенку с РАС контролировать свое поведение.
Визуальная поддержка является методом предоставления информации в более понятной, по сравнению с устной речью, форме.
Визуальный способ предоставления информации:
- помогает родителям и педагогам концентрировать и удерживать внимание детей с ОВЗ;
-помогает предоставлять информацию в форме, в которой дети с разными особенностями развития могут легко и быстро ее понять;
-проясняет вербальную информацию;
-дает возможность представить ребенку с ОВЗ абстрактные концепции, такие как время, последовательность, причинно-следственные отношения;
- обеспечивает структуру для понимания и принятия сообщения;
-помогает при смене активностей или местоположения детей с ОВЗ.