СЛУЖБА РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗРР






В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделено как основная образовательная область. Так как речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательного исследования предметов и даже игровой деятельности, поэтому развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Мы, учителя-логопеды отмечаем, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Все чаще приходится встречаться с «безречевыми» детьми 3-4 лет. В связи с этим в нашем детском саду активно реализуется проект «Начинаю говорить» с младшими дошкольниками с ЗРР.
Чтобы работа по запуску речи у неговорящих детей была эффективной, нужно выполнять ее в определенной последовательности и создавать необходимые условия:
- наблюдение за речевым поведением ребенка, его общением со взрослыми и детьми.
- определение уровня отставания речи от возрастной нормы.
- обследование у специалистов для определения индивидуальных особенностей речевого отставания.
- устранение причин речевой недостаточности: активное общение с ребенком, уменьшение времени, проведенного перед телевизором, телефоном, компьютером. Также медикаментозное лечение, если есть соответствующие назначения врачей.
- формирование и развитие сенсорных навыков.
- накопление пассивного словаря и формирование активного словаря (обучение звукоподражаниям, договариванию звуков и слов).
- выполнение дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики для губ и языка.
- развитие понимания речи.
- создание у ребенка потребности в общении, отказ от гиперопеки.
- создание полноценной развивающей предметно-пространственной среды для запуска речи, включающей в себя игрушки соответствующие возрасту, сюжетные игры и картинки, детские книжки с яркими иллюстрациями и др.
Для вызывания речи у молчуна нужен мощный стимул. Самый лучший способ побудить малыша к произнесению первых слов — активно общаться с ним, ожидая ответной реакции. Эффективный способ организовать такое активное общение с ребёнком, расположить его к себе, раскрепостить его - это игра. Почему развитие возможно только через игру? Специфика психики дошкольника заключается в том, что малыш хорошо воспринимает и запоминает лишь то, что ему интересно. В этом возрасте основным видом деятельности малыша является игра — подражание взрослым, животным, сказочным персонажам, освоение новых физических движений, творчество. Малыши еще не умеют учиться, им не интересно выполнять какие-то задания предложенные взрослым, но с удовольствием откликаются на любое предложение поиграть. Эти особенности детской психики используем и мы, логопеды, представляя в игровой форме основные задания на запуск речи.
На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровые, предметно- практические виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно- побудительный уровень речевой деятельности, а также эффективно решить задачи по речевому развитию, поставленные учителем-логопедом. Это могут быть традиционные игры, с обыгрыванием различных сюжетов, например, «моя большая семья», «животные на ферме», «животные в лесу», «на прогулке в городе», «путешествие по сказке» и др. Эти сюжеты хорошо выстраивать с помощью различных игрушек (резиновые и деревянные фигурки животных, насекомых, птиц, машинки разного размера, матрёшки, куклы, изображающие членов семьи, деревянные конструкторы по мотивам сказок «Теремок», «Колобок» и др.). Работая с неговорящими малышами, логопед должен иметь в кабинете обширный арсенал разнообразного игрового материала и уметь разносторонне его использовать, чтобы обеспечить интерес у ребёнка к занятиям и добиться эффективности этих занятий.
Логопед в своей работе также может активно использовать интерактивные речевые игры, которые являются мощным стимулом в запуске речи.
Например, игры портала «Мерсибо»: «Игрозвуки», «Тик-так звуки», «Кто сказал МУ?», «Кто что делает?» и др. можно использовать не только специалистам в своей работе, но и родителям дома. В игре с весёлыми героями дети начинают активно подражать звукам и словам, наблюдают за действиями героев. Даже у самых «сложных» деток эти игры всегда находят отклик и вызывают интерес.
Учителям-логопедам необходимо также помнить, что помимо создания у ребёнка сильной мотивации к речевому общению, необходимо также параллельно решать специальные коррекционные задачи: подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков, формирование правильного речевого дыхания, развитие мелкой моторики рук и т.д. Использование специальных игр помогает эффективно решить эти задачи.
На своих занятиях по проекту «Запуск речи» мы активно используем игры на развитие речевого выдоха, такие как: «Летающий шарик», «Футбол», «Забей гол», «Сдуй снежинку», «Парящий шарик» и т.д.
Артикуляционная гимнастика проводится также в игровой форме, с использованием забавных логопедических игрушек «бегемотик Жужа», «обезьянка Чича» и др. Таким образом, ребёнок активно включается в игру, предложенную педагогом, охотно повторяет движения за игрушками и получает удовольствие от таких занятий.
Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа. Но при этом роль родителей бесконечно велика, так как именно они будут закреплять речевые навыки ребенка дома. Но самое главное о чём необходимо помнить взрослым, что основа для возникновения речи - это эмоциональное общение с ребёнком.