ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ






Приоритетными направлениями внедрения инновационных технологий в практику учителей-логопедов в условиях инклюзивного образования являются: создание благоприятных условий как для речевого, так и общего развития детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями; формирование предпосылок к учебной деятельности; укрепление физического и психического здоровья детей; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникационной компетентности воспитанников с ОВЗ.
Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств у воспитанников с ОВЗ. В своей логопедической практике используем несколько видов массажа.
1. Классический логопедический массаж (дифференцированный: укрепляющий или расслабляющий).
2. Зондовый массаж (массаж с применением зондов и зондозаменителей).
3. Аппаратный массаж (с применением логопедического вибромассажера «Z-Vibe»).
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИИ в рамках инклюзивного образования
Комплексы игр и упражнений Мерсибо» позволяют учителю-логопеду эффективнее проводить занятия с детьми, как с задержкой речевого развития, так и с дошкольниками с ОВЗ. В игре с весёлыми героями дети начинают активно подражать звукам и словам, наблюдать за действиями, укреплять и развивать речевое дыхание. Наблюдая за персонажами игры и озвучивая их действия, ребенок учится осмысливать и понимать глаголы. Использование игр на коррекционных занятиях (5-10 минут) значительно поднимает мотивацию у детей с ОВЗ, делает работу специалиста более эффективной и интересной
«Су-Джок» - терапия. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является «Су-Джок» - терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). По мере развития мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ отмечаются и качественные изменения в речи: словарь обогащается, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связная речь. А умение ребёнка производить точные движения пальцами руки имеет большое значение для овладения письмом.
Массажер «Су-Джок» используем в комплекте с эластичными колечками. На коррекционных занятиях элементы массажа сочетаем с играми и упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексикограмматических категорий, что способствует речевому развитию, а также повышению умственной работоспособности детей с ОВЗ.
«Пескотерапия» - игра с песком как способ развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день в арсенале учителейлогопедов имеется практический материал для использования нетрадиционной технологии коррекционного воздействия, применение которой способствует эффективному речевому развитию детей с ОВЗ. В логопедических кабинетах имеются мини-песочницы с кинетическим песком. Принципом работы с дошкольниками с данной технологией стала установка: « Играй и твори одновременно!» Применение технологии «Пескотерапия», т.е. игр с песком, в работе с детьми с ОВЗ, способствует развитию тактильнокинетической чувствительности и мелкой моторики рук; снимает мышечную напряжённость; способствует расширению словарного запаса, развитию связной речи, лексикограмматических представлений; помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма