Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
КАБИНЕТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Созданная предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;
- развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.
Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая, можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство.
Можно выделить следующие зоны:
· Зона коррекции звукопроизношения;
· Рабочая зона учителя-логопеда;
· Учебно-образовательная зона;
· Зона игрового сопровождения;
· Зона развития мелкой моторики;
· Зона хранения дидактического и методического материала;
· Консультативно-информационная зона.
1.Зона коррекции звукопроизношения.
Зона оснащена современным логопедическим оборудованием: логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами (Новиковой), тренажёрами для кончика языка, американскими массажёрами для языка « Z-Vibe», зондозаменителями, роторасширителями, пособиями для развития воздушной струи, одноразовыми влажными салфетками, зеркалом, лампой дневного света, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы, кварцевым стерилизатором для логопедических зондов.
2.Учебно-образовательная зона
Зона оснащена удобными полукруглыми столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей), канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см), настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.
3. Зона наглядно - методического сопровождения
Данная зона кабинета оснащена систематизированным наглядно-демонстрационным материалом по развитию речи, обучению грамоте, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. В зоне методического сопровождения находится систематизированный наглядный материал, размещенный в специальных папках, классифицированный по лексической тематике, диагностике и коррекции звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматических категорий и т.д. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека пальчиковых игр, картотека по автоматизации звуков в речи, картотека речевых игр по автоматизации звуков, тематическая картотека) В широком ассортименте представлены речевые игры, игры на развитие высших психических функций, настольные игры. Имеется фонотека: СD-диски с записью логоритмических упражнений и пятиминуток; «Веселая логоритмика», серия дисков «Мерсибо» с логопедическими интерактивными играми, видео-презентации по лексическим темам.
4. Зона игрового сопровождения
Зона оснащена игрушками и играми разной тематической направленности. Игрушки (кубики, мячи, пирамидки, фигурки животных, деревянные игрушки, куклы, лабиринты и др.). Речевые настольные игры (логопедические лото, слоговые домино, магнитные игры по развитию речи, слоговые копилки,игры на автоматзацию звуков и др.). Игры на развитие внимания, памяти, мышления («Логика», «Контуры», «Угадай по цвету», электро-викторина «Смешарики» и др.)
5. Зона развития мелкой моторики
Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и пособий по формированию мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок», мягкие конструкторы и др.)
6. Консультативно-информационная зона представлена «Уголком логопеда», расположенным при входе в логопедический кабинет, где размещаются консультационные материалы.
Также имеются консультативные зоны для родителей в группах детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты).
7. Рабочая зона учителя-логопед
Рабочая зона учителя-логопеда оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий.
В логопедический кабинет приобретена современная компьютерная методика для обследования речи детей с использованием программного обеспечения студии «ВиЭль». Это позволяет осуществлять логопедическое обследование более качественно и эффективно.
Использование учителем-логопедом современных аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) позволяет проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.
Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедическом кабинета обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека отсутствует
Наличие оборудованных объектов спорта
СПОРТИВНЫЙ ЗАЛ
В нашем детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Непременное условие — это наличие физкультурного зала. Зал имеет мягкое антиударное, антитравматичное, антиаллергенное покрытие, оснащен современным, многофункциональным оборудованием и спортивным инвентарем, обеспечивающим реализацию задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья детей. Наличие современной физкультурно- оздоровительной базы позволяет детскому саду принимать активное участие в реализации общегородской программы «Здоровый ребенок».
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
Сенсомоторное развитие с мозжечковой стимуляцией с применением комплекса «Баламетрикс».
Tренажёр мозжечковой стимуляции «Баламетрикс» предназначен для выполнения физических упражнений, которые способствуют развитию баланса и координации. Система упражнений на тренажере позволяет развивать участки головного мозга, отвечающие за формирование высших психических функций, речи и поведения ребенка.
Развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением «Тимокко».
Комплекс предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Игры, включенные в комплекс, предоставляют широкие возможности тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений. Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и познавательных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при нарушении функции внимания, повышает скорость реакции, улучшает память, развивает двустороннюю координацию, обучает контролю над движениями, тренирует точность движений, развивает абстрактное мышление.
Программа обучения TEACCH
TEACCH-программа разработана для детей со сложными нарушениями в развитии, затрагивающими познавательную, эмоциональную и речевую сферы ребенка. Методика TEACCH разработана для достижения таких целей, как:
1. Развитие максимальной самостоятельности. Разработка индивидуальных программ занятий проводится с акцентом на независимую деятельность учащегося (для этого используется система визуальных «подсказок»), а сами задачи подбираются индивидуально с учетом уровня развития ребенка;
2. Помощь в налаживании эффективного контакта с другими людьми. Большое внимание в программах TEACCH уделяется развитию коммуникативных навыков (общение, игры) социально приемлемого уровня.
3. Развитие интеллекта, школьных навыков и индивидуальных талантов ребенка.
4. Стимулирование навыков, наиболее часто используемых в повседневной жизни (дом, детский сад)
Диагностический и коррекционно-развивающий комплекс «Песочная терапия»
Песочная терапия с видеорегистрациейкомплекс, позволяющий диагностировать эмоциональное состояние ребенка, а также проводить коррекцию социальнокоммуникативной и эмоциональноличностной сферы воспитанника через спонтанное самовыражение негативных переживаний в безопасной форме. Песочная терапия для маленьких детей – наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить педагогам найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию. Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов. Игра с песком – это простая и доступная каждому дошкольнику форма деятельности.
ПРОГРАММА БОС - «ВОЛНА» на основе технологии функционального биоуправления
Данная технология основана на обучении воспитанников навыкам диафрагмального дыхания и саморегуляции, что в дальнейшем позволяет оптимизировать общее психофизиологическое состояние ребенка, является профилактикой стрессогенных заболеваний, инструментом коррекции функциональных нарушений респираторной, сердечно-сосудистой систем, коррекции нарушений речевой функции, нарушений поведения, выработке конструктивных стратегий поведения, улучшению концентрации внимания, памяти, работоспособности. Диафрагмальное дыхание является наиболее оптимальным и эффективным типом дыхания для человека. За счёт наиболее полного насыщения лёгких кислородом при диафрагмальном дыхании частота дыхательных движений сокращается, снижается физическое и эмоциональное напряжение. При реализации метода БИОЛОГИЧЕСКИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (БОС), происходит регистрация физиологических параметров организма (при помощи специальной аппаратуры) и компьютерное преобразование их в сигналы обратной связи, которые человек воспринимает в виде звукового или зрительного ряда. Таким образом, он получает возможность увидеть и услышать сигналы, соответствующие состоянию функций его организма. Многократное повторение ведёт к тому, что человек учится распознавать свои ощущения и быстро находить их. Специфичным только для метода БОС-ВОЛНА является сочетание мышечной релаксации, состояний спокойствия и расслабления с высокой степенью контроля сознания, постоянным сканированием внутренних ощущений и наблюдением за динамикой показателей на экране монитора.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и воспитанников с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида» и с другими сайтами образовательной направленности, на котором существует версия для слабовидящих.
В ДОУ имеется доступ в интернет. Функционирует официальный интернет-сайт ДОУ: http://sad20.obr46.ru, электронная почта: sad20@obr46.ru, локальная сеть «АВЕРС. Контингент».
Подключены к следующим сетям:
— Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях bus.gov.ru;
— Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru
— ИАС «Аверс: Контингент дошкольной образовательной организации»;
— Официальный сайт Областного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр» Курской области www. iac46.ru (АИС «Аверс: Мониторинг» (http://77.241.22.75/projects/mon4/);
— Министерство Образования и Науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» monfgos.firo.ru
Обучающиеся не имеют свободного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного класса, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ «Детский сад № 20 комбинированного вида» нет.